Как сохранить свой авторитет, когда ребёнок начинает взрослеть?

В начальной школе ребёнок постепенно учится сохранять своё внимание на том, что само по себе ему неинтересно, но является необходимым. В этом же возрасте дети осваивают анализ, рефлексию, построение смысловых связей.

Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между собой и окружающими, в его жизни появляются новые люди и требования. Он замечает, что он не может вести себя в школе также как дома с родителями. Для того, чтобы разобраться в этих противоречиях, ему необходима помощь взрослых, которые и будут задавать ориентиры и поддерживать его на этом пути.

С поступлением в школу у ребёнка появляется новая роль: он становится учеником, частью школы и класса, в его жизни появляются новые нормы и правила, которые он обязан соблюдать. Все эти изменения приводят к тому, что устоявшаяся система отношений со взрослыми, главным образом с родителями, перестаёт быть эффективной. На этом этапе родителям важно проверить, на чём строятся их отношения с ребёнком, поскольку именно ясность и чёткость в отношениях являются основой для формирования истинного родительского авторитета. В противном случае есть риск развития одного из видов ложного авторитета, который создаёт лишь видимость послушания, легко разрушается и в будущем может стать препятствием для благополучных отношений ребёнка не только с родителями, но и другими взрослыми.

Выделяют целый ряд видов ложного авторитета, кратко остановимся на самых распространённых.

Некоторые родители считают, что взаимоотношения строятся на том, что все свои поступки ребёнок должен совершать только из любви к ним. Для этого родители демонстрируют неограниченные проявления любви в словах и действиях независимо от ситуации. В таких отношениях детям тяжело понять, когда они поступают неправильно, а проявление нежности и заботы становятся способом манипуляции.

Иногда послушание покупается подарками и обещаниями, тогда формируется так называемый авторитет подкупа. В результате основой отношений в семье становятся материальные блага, что приводит к ослаблению эмоциональной связи между родителями и ребёнком.

Авторитет назидания заключается в бесконечных нотациях и нудных нравоучениях. Несмотря на то, что такие родители стремятся выглядеть идеальными, они не могут проследить за выполнением большого количества правил, выполнение которых часто не под силу ребёнку. В итоге все эти правила теряют свою значимость, а родительские назидания смысл.

Строгость – это не залог уважения и послушания. Если строгость проявляется в постоянном ворчании, раздражении взрослого, наказании ребёнка за любую провинность, то мы можем говорить об авторитете подавления. Такие отношения не только не воспитывают ребёнка, но и формируют у него постоянное чувство страха, желание избегать трудных ситуаций, а также могут провоцировать ответную жестокость в адрес сверстников.

Цель истинного авторитета не в безропотном послушании, а в правильном воспитании ребёнка. Его можно заслужить только честным и упорным трудом.

Итак, что могут делать родители, чтобы не только не потерять свой авторитет, но и сформировать его на истинных основаниях?

  • Не противоречить себе, быть последовательными в своих требованиях;
  • Правила и требования передавать спокойным голосом, понятно, без упрашивания;
  • Ставить перед ребёнком только посильные и реальные для выполнения во времени задачи;
  • Проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы;
  • Не допускать обещаний, которые невозможно выполнить;
  • Признавать свои ошибки;
  • В трудной ситуации разбирать вместе с ребенком его поступок;
  • Адекватно и спокойно реагировать на проступки ребёнка.

По материалам рубрики «Псіхалагічная майстэрня» газеты «Настаўніцкая газетa» № 7 (8355), вторник, 21 января 2020 года.