История школы

Рисунок10

На высоком правом берегу Западной Двины в 15 километрах на восток от Полоцка уютно расположился агрогородок Горяны. Центр сельского совета, железнодорожная станция на линии Полоцк-Витебск, центр филиала Полоцкого комбината хлебопродуктов «Горяны-Агро». Горяны – современный благоустроенный населенный пункт. Здесь есть отделение связи, лесничество, участковая амбулатория, магазины, сельский дом культуры и, конечно, школа.

Именно о Горянской средней школе и будет наше повествование.

 

1932 - 1959

Рисунок9

  Первое здание для начальной школы было построено в деревне Горяны в 1932 году. Это было одноэтажное деревянное здание, разделенное на 3 больших и несколько маленьких помещений. Классы называли «группами». В первую группу набирали детей с 8 лет, но были и «переростки», кому исполнилось  11 – 15 лет. Старшие группы также были разновозрастными. Кроме того в школе были открыты курсы по ликвидации неграмотности среди местного населения.

Рисунок8Рисунок5

В 1934 году для школы было дополнительно отдано ещё несколько старых строений, и начальная школа  преобразована в семилетнюю. Директором школы  был назначен Липко Яков Филиппович. Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы» группы преобразовали в классы, укрепилось единоначалие в руководстве, было установлено единое время начала и конца занятий. Значительные изменения были внесены в систему учета знаний учащихся: учитель по результатам своего наблюдения за работой учащихся в конце каждой четверти должен был составлять характеристику на каждого ученика по своему предмету. В конце учебного года вводились  проверочные испытания для всех учащихся.

С 1938/1939 учебного года Горянская школа стала растущей десятилеткой. Руководителем школы был назначен  Мухин Наум Федорович.

7

В 1941 году состоялся первый выпуск Горянской средней школы.

С началом Великой Отечественной войны мирная жизнь  советских людей была нарушена.

Вражеские войска оккупировали территорию  Горянского сельсовета, и  здание  школы было занято под комендатуру. Всё школьное имущество и документацию   растащили  или уничтожили.  Осенью 1941 года фашисты арестовали директора школы Мухина Н. Ф. и расстреляли   на территории бывшей в/ч 2770, где в то время находился лагерь военнопленных.

В 1942 г. бывшими учениками школы в Горянах была создана подпольная организация под руководством выпускницы школы комсомолки Роговской Тамары. Кроме неё  в группу входили  2  человека:  Бородулькина Людмила и Точило Яков, ученики 9 класса. Комсомольцы-подпольщики  установили связь с партизанским отрядом Конева, которыйРисунок6 базировался на территории Туровлянского сельсовета. Позже к подпольщикам присоединились комсомольцы Берленко Василий, Капустина Екатерина, Дыдо Павел, Торбенко Владимир. В партизанский отряд доставлялись сведения о расположении, численности и вооружении немецких войск, движении эшелонов, планы укреплений. В 1943 г. актив группы был арестован, но юным подпольщикам удалось бежать и присоединиться к партизанам.

 

Коллектив Горянской школы гордится тем, что во всенародной борьбе против гитлеровских захватчиков  активную роль приняли учащиеся первого выпуска 1941 г. и старших классов. В память о погибших учителях и учениках в 1972 г. на территории школы была установлена стелла.

 

  

После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков силами жителей деревни старые школьные здания были восстановлены, железнодорожная мастерская станции Горяны изготовила для школы 20 парт, и осенью 1944 г.  начались занятия. Учителями  в эти годы работали Долотова Александра Михайловна, Лемешева Александра Ивановна, Галимская Ядвига Станиславовна, Крюкова Анна Лукинична. И летом 1945 г. ученики уже успешно сдали переводные экзамены.

С 1946 по 1968 гг. Горянскую школу возглавляет Акаченок Ефим Гаврилович.  В первые послевоенные годы количество учащихся было значительно меньше, чем в довоенные . Чтобы привлечь к учебе детей, которым помешала получать образование  война, в начальную школу снова пришлось брать 15-летних. В 1952 году Горянская средняя школа сделала свой второй выпуск 10 класса, который стал первым послевоенным.

4

1959 - 1980

Рисунок3

В 1959 году было построено новое школьное здание со светлыми просторными классами и коридорами, прекрасно оборудованными лабораторией и мастерской, спортивным залом. Возле школы был разбит яблоневый сад и сельскохозяйственный участок. В школе создана ученическая бригада по оказанию помощи колхозу. Силами учеников выращивались картофель, кукуруза, лен, овощи, разводились кролики, были высажены  плодовые и декоративные деревья и кустарники. Каждый год организовывались туристические походы, во время которых учащиеся изучали природу и историю родного края. В летнее время на базе школы постоянно действовал   лагерь труда и отдыха  «Юность».

С 1954 г. деревня Горяны является центром сельского совета и крупного колхоза. Строятся новые дома для работников сельхозпредприятий, появляются новые улицы, население деревни растет. В ходе совершенствования системы образования Полоцкого района в 1976 – 1980 гг. небольшие школы на территории Горянского сельсовета были закрыты. Ученики из деревень Шатилово, Домники, Залесье  перешли на учебу в Горяны. Существующее здание школы не могло вместить возросшее количество учеников, поэтому было принято решение о строительстве новой школы, и с 1-го сентября 1980 г. она распахнула свои двери . В этот период школу возглавляет Синкевич Павел Федорович.

11

                                       

1980 - ...

Рисунок2

На рубеже ХХ – ХХІ вв. в системе образования республики происходят значительные изменения, которые не могли не отразиться на жизни Горянской школы. Меняется её профиль.  В 1991 г. она становится средней общеобразовательной трудовой политехнической школой с производственным обучением. Учащиеся получают возможность прямо в школе изучать сельскохозяйственное производство и получать права на вождение трактора и автомобиля. В эпоху перемен во главе школы Матус Виктор Павлович.

Реформа современной общеобразовательной школы, переход на 12-летнее обучение и возврат к 11-летнему, введение 10-балльной системы оценки знаний повлекли за собой изменение не только учебных планов и программ, но и образовательного процесса в целом. Первой ступенью в системе образования стали детские дошкольные учреждения, и в 2010 г. на базе Горянской школы была открыта группа детского сада. Школа приобретает статус государственного учреждения образования и называется детский сад-средняя школа. Руководит школой в это время Лакомская И. Н.

В современном здании Горянской средней школы размещены 10 учебных кабинетов, специализированные кабинеты информатики, физики, химии, биологии, 2мастерские технического и кабинет обслуживающего труда, актовый зал на 90 мест, спортивный зал, библиотека, зимний сад, столовая, кабинет социально-психологической службы, пункт коррекционно-педагогической помощи.

В 2005 году полностью обновлено оборудование в кабинете информатики и произведен ремонт, кабинет имеет локальную сеть и выход в сеть Интернет.

Школьная библиотека оснащена компьютером и медиатекой по различным образовательным областям. Фонд учебников составляет 3927 экземпляров,  художественной литературы – 6307 экземпляров. В здании школы удобно расположились детский сад и общежитие для детей из отдаленных деревень.

Детская площадка и стадион привлекают детей и взрослых в теплое время. А в старом здании школы сегодня разместились сельский Дом культуры и классы филиала Гомельской школы искусств.

Рисунок1В школе организована  работа факультативов по многим предметам, объединений по интересам, действует музей истории Горянского сельсовета, на базе которого проводятся экскурсии, лекции и уроки по истории и этнографии родного края. Ведётся инновационная работа по преемственности в обучении и созданию образовательной творческой среды, в которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя самодостаточным и успешным.

Учащиеся школы постоянно участвуют в районном этапе  республиканской  предметной олимпиады, районной исследовательской конференции «Шанс», районных и областных конкурсах чтецов, исполнителей, поэтов, конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Ученики приводят в порядок братские могилы, расположенные на территории сельского совета, помогают ветеранам Великой Отечественной войны, активно сотрудничают с местными хозяйствами, оказывают шефскую помощь.

На сегодняшний день ГУО «Горянская детский сад-средняя школа Полоцкого района» возглавляет Юпат Анна Ивановна.